Защита Земли от удара астероида - что мы можем сделать?

Названный астероид Флоренция просвистела мимо Земли в пятницу, благополучно проезжая мимо нас на расстоянии 7 миллионов километров (4,4 миллиона миль) от поверхности. По данным НАСА, Флоренция была «крупнейшим астероидом, который пролетел так близко к нашей планете с момента открытия первого околоземного астероида более столетия назад».

НАСА диаметром 4,4 километра классифицирует объект как «потенциально опасный». Удар с астероидом такого размера вызовет беспрецедентное разрушение. В 2013 году гораздо меньше и ранее не было обнаружено метеорит взорвался над Челябинском , выпуская энергетический эквивалент приблизительно 30 атомных бомб Хиросимы, согласно НАСА. Поскольку взрыв произошел на высоте 23 километров над землей, большая часть энергии была поглощена атмосферой, и никто не был убит. И все же результирующая ударная волна сбила людей с ног, разбила окна в шести российских городах, а огненный шар временно ослепил множество наблюдателей на земле. Ученые оценивают, что объект был 59 футов (18 метров) в ширину.

Такие события, как взрыв в Челябинске или более разрушительный Тунгусский инцидент в 1908 году, остаются очень редкими. Однако в следующий раз мы можем быть к этому готовы - ученые всего мира разрабатывают многочисленные стратегии защиты планет.

Ядерный вариант

Исследователи утверждают, что научной фантастики о взрывах астероидов с неба может быть недостаточно для защиты человечества. Наши ядерные ракеты могут быть эффективны против более мелких астероидов, но любой объект, достаточно большой, чтобы угрожать нашей цивилизации, будет слишком большим, чтобы его можно было уничтожить таким образом. Кроме того, фрагментация входящего астероида может создать «эффект дробовика» со многими более мелкими частями, которые могут нанести еще больший урон при попадании на Землю.

В 2012 году НАСА взяло на вооружение более продвинутую концепцию, касающуюся ядерного оружия, от исследователя штата Айова Бонг Ви и инженера НАСА Брента Барби. Дуэт предполагал различное время предупреждения, чтобы начать миссию против астероидов: от нескольких лет до нескольких дней до удара.

Риск поражения астероидов Землей "очень реален", - сказал Ви в статье, опубликованной на сайте НАСА. «Это только вопрос времени, и человечество должно быть готово к этому».

Названный астероид   Флоренция просвистела мимо Земли в пятницу,   благополучно проезжая мимо нас на расстоянии 7 миллионов километров (4,4 миллиона миль) от поверхности

Диаметр астероида Флоренция проецируется в центр Берлина

Исследователи создали концепцию космического корабля, состоящего из двух частей, под названием Hypervelocity Asteroid Intercept Vehicle или HAIV. Транспортное средство будет нести ядерную бомбу. Приближаясь к астероиду, неядерный участок HAIV врезался бы в него и создал бы кратер. Ядерное устройство затем попадет в кратер и взорвется, при этом сила взрыва увеличится в несколько раз под землей. Если все сделано правильно, взрыва может быть достаточно, чтобы рассеять осколки астероидов и уменьшить их шансы попасть на Землю.

По словам Ви и Барби, их система способна уничтожить астероид размером до 45 метров за пределами орбиты Луны, обеспечивая предупреждение за одну неделю. Более крупные объекты требуют более длительных периодов предупреждения.

Однако сначала потребуется несколько лет, чтобы построить такую ​​систему, и ее компоненты еще предстоит экспериментально протестировать.

Прочитайте больше: Взрыв метеорита ставит пространство в повестку дня ООН

Кинетическая ударная техника

Поскольку HAIV все еще находится на чертежной доске, и НАСА, и их европейские коллеги в ЕКА уже готовят миссии по испытанию техники кинетического воздействия - поражения астероидов искусственными объектами, чтобы изменить их курс. Учитывая достаточно длительное время предупреждения, даже небольшая коррекция курса может безопасно направить астероид за пределы Земли.

НАСА в настоящее время разрабатывает космический корабль с испытанием по перенаправлению двойного астероида (DART), который должен в конечном итоге встретиться с астероидом по имени Дидимос. Астероид пролетел бы над Землей в 2022 году, а затем снова в 2024 году. Дидимос - это двойная система, состоящая из более крупного объекта размером около 780 метров и меньшего, шириной около 160 метров, который вращается вокруг своего более крупного близнеца.

Догнав Дидимоса, DART размером с рефрижератор поразит меньший объект, двигаясь со скоростью около шести километров в секунду, что в девять раз быстрее пули. Воздействие должно изменить орбиту меньшего сегмента и предоставить данные для таких попыток в большем масштабе.

ЕКА отвечает за космический корабль Asteroid Impact Mission (AIM), который будет контролировать воздействие и записывать результаты.

Читать подробнее : «Динозаврам было немного не повезло»

Гравитационный трактор

Возможно, наиболее элегантной стратегией сбивания потенциально опасного астероида с курса является так называемый гравитационный трактор. Концепция проста - космический корабль, летящий рядом с астероидом годами или десятилетиями, будет иметь достаточное гравитационное притяжение, чтобы изменить свой путь. Тем не менее, эта методика никогда не была опробована на практике и потребует «десятилетий на создание, запуск и выполнение миссии по смягчению последствий», согласно НАСА.

Ученые также предложили различные другие варианты, такие как присоединение ракетных двигателей или солнечных парусов к астероидам или даже покраска объектов в белый цвет для изменения количества солнечного излучения, что обеспечило бы небольшой, но устойчивый отталкивание от зоны удара.

Небо пока чистое

Ученые говорят, что астероид размером с автомобиль попадает в атмосферу Земли примерно раз в год и сгорает, прежде чем достичь поверхности. Тем не менее, согласно прогнозу НАСА, вероятность появления потенциально опасного астероида в ближайшие сто лет менее 0,01%.

В 2135 году появился 500-метровый астероид Бенну сделает близкий проход к Земле, попасть на орбиту Луны и потенциально изменить ее путь. Хотя мы знаем, что он не ударит Землю в то время, его орбита может измениться настолько, чтобы столкнуться с Землей несколько десятилетий спустя. Шансы на это примерно один из 2700. Это дало бы Земле время для подготовки и запуска одной из своих миссий по защите планет.

Даже если Бенну столкнется с Землей, астероид недостаточно велик, чтобы уничтожить человеческую цивилизацию.

В прошлом году НАСА запустило миссию OSIRIS-REx в направлении Бенну, которая должна достичь объекта в 2018 году и изучить его в течение двух лет, прежде чем вернуться на Землю с образцом. Основные цели миссии - узнать больше об эволюции Земли и Солнечной системы. Однако ученые могут также использовать эти данные для подготовки к потенциальному воздействию в будущем.